Сложно найти город более щедро одаренный, чем Коломна. Каждое новое столетие открывало в ней какой-то новый талант. До революции здесь производили знаменитые на весь мир шелковые ткани, отмеченные на парижской выставке 1867 года, фарфоровые изделия завода братьев Кудиновых и хрупкую посуду из глины (уникальные образцы этих производств можно увидеть в Музее-Навигаторе).
В лаконичное советское время необходимость в изящных предметах быта ушла на второй план. Страна нуждалась в технологиях, и в городе начали производить популярные на весь Союз патефоны, о которых пел Леонид Утесов: «Старенький коломенский усталый патефон пел нам на привале у чужих дорог», а также паровозы, электровозы, дизели – маленький город бесперебойно поставлял все то, в чем так нуждалась большая и развивающаяся страна.
Да чего уж там, Коломна даже подарила стране само слово «деньги»! В XV веке монеты чеканили во множестве русских княжеств. Серебряную монету прозвали «деньгой», и это название родилось именно в Коломне. В данный момент сохранилось всего 6 таких монет, 3 из которых еще с XIX хранится в Эрмитаже, а еще 3 были найдены в окрестностях Коломны совсем недавно – в 2000-х годах, и также выставлены в Музее-Навигаторе.
Современная Коломна – это интереснейший сплав из прошлого и настоящего. Как это ни парадоксально, но самый стойкий символ Коломны – это невесомая яблочная пастила. До революции ее поставляли к императорскому двору и продавали по всей России. В советское время производство пастилы было остановлено, а рецепты утеряны, так что в 2009 году перед создателями встала непростая задача: восстановить вкус забытого продукта. Соответствие старым рецептам означает полное отсутствие искусственных консервантов и исключительную натуральность состава. Правильную пастилу делают из трех основных ингредиентов – яблочной пены, яичных белков и сахара. Названия сортов звучат как песни: «Амурное послание», «Катин сад», «Незабудка», «Союзная», «Любимая пастила Достоевского» и даже брутальная «От запоя и пьянства». Отдельное удовольствие – коробочки, в которые упакована пастила. Изящно оформленные и сделанные из плотного картона, они представляют собой одну из тех милых вещиц, расстаться с которыми решительно невозможно даже после поедания содержимого.
Другое гастрономическое место городской силы – Калачная, в которой можно угоститься свежевыпеченными калачами с маслом и чаем. Калачи пекут в режиме нон-стоп по рецепту XIV века. Помимо них, в меню есть папушники и преснушки, рогалики и крендели. Что это такое и с чем это едят, расскажут бойкие ведущие театрализованного представления, которые, рассыпая направо и налево муку и старые русские пословицы, объяснят, что перед вами не просто выпечка, а настоящие артефакты, по которым можно изучать историю России не хуже, чем по берестяным грамотам.
Те, кому не терпится продолжить знакомство с городом, всегда смогут взять калачи навынос в специальном закутном окне, выходящем на улицу. Тех же, кто привык все делать обстоятельно, привлечет международная кампания SLOW–FOOD, частью которой недавно стала Коломна. «Slow-Food» или Медленноедение – это гастрономическое движение, созданное в противовес фаст-фуду и ратующее за сохранение традиций региональной кухни. Прямо в Калачной проходят званые ужины с лучшими шеф-поварами, кулинарными писателями и фермерами. Принять участие в подобной трапезе и отведать блюда по рецептам, о которых писали Чехов, Толстой и Достоевский, сможет любой желающий.
Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» – уникальный памятник советского быта. Поднимаясь на второй этаж, вы буквально попадаете в иную эпоху – ту, о которой пел Владимир Высоцкий: «Все жили вровень, система коридорная: на тридцать восемь комнаток всего одна уборная». Комнат здесь поменьше, зато концентрация артефактов на квадратный метр превышает все мыслимые пределы. Здесь даже есть комната Пионерки, в которой можно в буквальном смысле почувствовать, чем дышала советская молодежь: взяв в руки флакон «Красной Москвы» и примерив то, в чем ходили советские модницы.
После подробного знакомства с квартирой и ее прошлым, вас пригласят и в сердце коммуналки – ее кухню. Именно здесь когда-то кипели серьезные соседские баталии и решались важные общественные вопросы. Вас же спросят только о том, насколько вы голодны, после чего угостят фирменными сосисками с зеленым горошком.
Коммунальное пространство хранит в себе множество функций и объединяет десятки характеров, так что неудивительно, что в музее также находится Арт-резиденция, в которой могут принять участие писатели и художники со всего мира. Венедикт Ерофеев в названии упомянут неслучайно – писатель не только учился в Коломенском Педагогическом институте, но и работал грузчиком в винно-водочном магазине, который располагался на нижнем этаже здания – того самого, в котором сейчас расположен музей. Но одним Ерофеевым литературная Коломна не ограничивается. Здесь родился и Иван Лажечников – большой русский писатель XVIII века, автор таких исторических бестселлеров того времени, как «Ледяной дом» и «Последний Новик». Усадьба писателя, дружившего с Пушкиным, сохранилась практически идеально и служит украшением площади Революций.
В Коломне любил гостить и Александр Куприн, о чем вам напомнит так называемый «Дом Куприна» на Соборной площади. И хотя он принадлежал сестре писателя и ее мужу, Куприн провел здесь немало месяцев. Другой автор, интерес к которому растет с каждым годом – Борис Пильняк. В 1920 году он возглавлял Всероссийский союз писателей, а спустя всего несколько лет был расстрелян по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Японии. Настолько же, насколько нестандартной была его жизнь, было и его творчество. В Коломне сохранилось два дома, в которых в разное время жил писатель. Кстати, ради того, чтобы увидеть Коломну Пильняка, 16 июля 1936 года сюда приезжала сама Анна Ахматова – после той единственной поездки осталось несколько фотографий, а также более двадцати стихотворений, посвященных городу. С Пильняком ее связывала не просто дружба, но и дела сердечные – писатель даже собирался делать поэтессе предложение.
Коломна – идеальный город для пеших и велосипедных прогулок. История города насчитывает более семисот лет, так что едва ли не каждое здание может служить иллюстрацией к учебнику по архитектуре. Оставаясь в пределах всего одной улицы, можно встретить образцы оборонного зодчества, барокко, классицизма и ампира. Но особый интерес представляют здания эпохи конструктивизма, которых с каждым годом остается все меньше и меньше на карте России. В советское время Коломна активно развивалась, и здесь были построены уникальный Банно-прачечный комбинат, дворец культуры «Тепловозостроитель»; здание Госбанка, часть корпусов Коломенского машиностроительного завод и несколько жилых домов на улице Октябрьской революции. Все это можно увидеть на одной из экскурсий, предложенных Музеем-Навигатором.
Как вы уже поняли, Коломна – рай для любителей отечественной истории. Множество церквей и соборов, знаменитый Кремль, Пятницкие ворота, через которые когда-то вступил в город Дмитрий Донской – все это история, запечатленная в хрониках. Но есть здесь и свои легенды – например, одна из башен Коломенского кремля, в которой находилась в заточении, а позже скончалась знаменитая Марина Мнишек, жена Лжедмитрия. Над башней все время кружат вороны – поговаривают, что в них-то и вселилась душа непростой узницы, которую также называют Коломенской ведьмой. Другая легенда гласит о кладах, которые то и дело находят по всей Коломне. Самый богатый нашли еще в XVIII веке при царствовании Елизаветы Петровны, но жители города шепчутся о том, что на самом деле клады находятся постоянно, просто их новые хозяева предпочитают молчать о своих находках.
Вечером, устав от поисков сокровищ и местной красоты, стоит встретить закат на так называемом Блюдечке – сквере, который находится на месте встречи двух рек – Москвы и Коломенки. Также можно понаблюдать с берега за работой разводного понтонного моста – еще одной милой деталью коломенского пейзажа.
Побывав здесь, вы мгновенно убедитесь, что Коломна – это удивительный город, красота и неповторимая атмосфера которого никого не оставит равнодушным.