Не роскоши ради, а практичности благодаря

С XVIII века Коломна, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, становится центром по производству красивых, дорогих и нарядных шелковых тканей. К 1785 году в Коломне насчитывалось 3 шелковых фабрики с 56 станами, где производились ткани-штофы с яркими цветными фонами: красными, зелеными, фиолетовыми. Коломенские мастера создали и собственный неповторимый декор, напоминающий традиционную вышивку. В нем преобладали цветочные орнаменты — гвоздика, тюльпаны, букеты роз, ягодные гроздья — вытканные золотыми и серебряными нитями. Сарафаны, сшитые из них, получили название «штофники».

Мастерство коломенцев позволило с конца XVIII века Коломне стать еще и центром парчового производства. Одними из первых коломенцы освоили выпуск шелковых и канаватных платков высшего качества. На всю Россию славились платки и фаты с клеймом «Содержатель Коломенской фабрики. Купец Гурий Левин».

Коломенские купцы и крестьяне Бабаевы, Левины, Савельев, Шепелев, Рыбаковы в первой половине XIX века на своих фабриках производили баркатель, штоф, фай, бурдесуа и атлас, а также китайский, бухарский, миланский шёлк, платки парчовые, парчи золотые, мишурныя кушаки. Продавались изделия и ткани не только в России. Через Рижский порт они экспортировались в Европу (и даже были отмечены на Парижской выставке 1867 года), а также поставлялись на рынки стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

Шелковые платки ручного ткачества, с узорами золотой и серебряной нитью, синелью, бахромой сегодня хранятся в главных сокровищницах России — Эрмитаже, Государственном историческом музее, Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера).